Газета «Вестник»
Архив

№ 35 (815)
13 ноября 2006


Заголовки в формате RSS

Между строк автобиографии


Имя Андрея Краско в последнее время не сходит со страниц газет.

К сожалению, поводом столь пристального внимания

к событиям жизни актёра стала его безвременная смерть.

Наша публикация посвящена малоизвестной странице творческой биографии Краско, связанной с его работой

на сцене Димитровградского театра драмы.

10 сентября исполнится 22 года с тех пор, как Андрей Краско переступил порог Димитровградского театра. В отделе кадров, как и положено, написал заявление о приёме на работу и автобиографию. Она до сих пор хранится в архиве театра вместе с личным делом актёра. В автобиографии нет ничего, кроме известных дат и фактов из его жизни: родился, учился, работал, служил… Но почему так сжимается сердце, когда видишь аккуратный почерк Андрея и представляешь, как он сидел вот на этом стуле и вспоминал главные события своей 27-летней жизни?..

(Из автобиографии актёра) “Я, Краско Андрей Иванович, 1957 г.р.”…

Андрей родился в Ленинграде, в семье актёра Ивана Краско, известного по фильмам “Принц и нищий”, “Сержант милиции”, “Конец императора тайги”. В возрасте двух лет Андрей впервые вышел на сцену. Этот курьёзный случай произошёл во время спектакля, в котором играл его отец. Увидев папу, мальчик не усидел в зале и в самый драматический момент выбежал на сцену с торжествующим криком: “Это мой папа!”

Спустя несколько лет родители Андрея развелись, и мальчик остался с матерью. Актёр вспоминает: “Мама на меня всю свою жизнь положила. Я был болезненным ребёнком, и она — учитель русского языка и литературы — уволилась из школы и пошла воспитателем в детский сад… Маме я обязан многим. Она меня научила говорить правду, глядя человеку в глаза”.

После школы Андрей подал документы в театральный институт. “Просто так получилось, что это единственная профессия, в которой можно быть всем, кем захочешь”, — говорил он.

(Из автобиографии актёра) “В 1975 г. поступил, а в 1979 закончил ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии) по специальности актёр драмтеатра и кино”…

1979 год стал для актёра отправной вехой: Андрей получил диплом ЛГИТМиК и дебютировал в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме “Личное свидание”. В придачу к дипломам Краско и его однокурсники получили направления на работу в Томский ТЮЗ. Андрей Иванович вспоминал: “Отмазывались от Сибири как могли: кто забеременел, у кого две бабушки на руках оказались. А полкурса поехали. И я об этом не жалею. За сезон сыграл роли в девяти спектаклях и приобрёл потрясающую профессиональную закалку. Чехов, Шекспир, Горький”…

(Из автобиографии актёра) “С ноября 1981г. по 30 июня 1984г. работал в Ленинградском государственном театре им. Ленинского комсомола”….

В Ленинградский Ленком Андрей поступил по совету своего друга Андрея Урганта. Руководителя театра Геннадия Опоркова молодой актёр покорил своей наглостью. На предложение показать что-нибудь из отрывков Краско ответил: “Что показывать? Мы же взрослые люди, оба понимаем, что если вы будете меня брать, то на какую-то роль. Вы скажите конкретно, что вам нужно, а там по ходу дела разберёмся, что я могу”.

Режиссёр, не раздумывая, дал ему главную роль в пьесе “Кукарача”. Эта работа стала для него первой и последней в Ленкоме. На премьеру спектакля замминистра внутренних дел Чурбанов отправил внушительную комиссию из генералов и полковников. Участковый милиционер в исполнении Краско был весёлым бесшабашным парнем с расстегнутой верхней пуговицей гимнастёрки и закатанными рукавами. Это, по мнению комиссии, порочило светлый образ милиции. На следующий день после премьеры Андрей получил повестку в армию.

Больше всех по этому поводу переживала режиссёр Динара Асанова. Краско уже успел сняться у неё в небольшой роли в мелодраме “Некудышняя”. И она планировала пригласить актёра на главную роль в “Пацаны”. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться… В 1982 году Андрей отправился на военную службу в Северный полярный округ. “В армии можно запросто устроиться, если ты что-то умеешь”, — не унывал Краско. Устроился писать плакаты, затем командовал “музвзводом”. Так и прошли полтора года…Пока Андрей служил в армии, умерли и Динара Асанова, и Геннадий Опорков…

(Из автобиографии актёра) “Жена — Александрович Мириам Зофья, 1957г.р, режиссёр театра в г.Белостоке (ПНР), сын – Александрович Ян Анджей, 1980 г.р.”…

Жена Андрея Краско, полька по национальности, училась в Москве. Когда родился сын, назвали в честь деда. Однако в дальнейшем семейная жизнь не сложилась. Мириам забрала сына и уехала в Польшу, так и не оформив развод. Их “брак на расстоянии” длился более двадцати лет.

Далее в автобиографии актёра, написанной им при поступлении на работу в труппу Димитровградского театра, значились лишь число (10 сентября 1984 года) и незамысловатая подпись из двух букв “АК”. Автобиография кончалась, а жизнь актёра только набирала ход.

Идея – поработать в Димитровграде — принадлежала другу отца Андрея, режиссёру Константину Ковалю, который был приглашён в Димитровградский театр главным режиссёром.

“На городском вокзале я сел в такси, — вспоминал Краско в одном из интервью. — Попросил водителя отвезти меня в театр и увидел такое недоумение на его лице! Оказалось, он о таком и не слышал никогда. В театре было два человека с высшим театральным образованием, один из них — я. На балконе театра росли кусты, а внизу паслись козы”.

— Он переживал тогда нелучшие времена: развод, отсутствие работы, безденежье, — рассказывает заместитель директора Николай Терешенков. – Но столичным снобом не был, все сразу полюбили его за общительный характер и творческое отношение к работе. На репетициях постоянно спорил, доказывал. Вокруг Андрея всегда кружилась наша театральная молодежь.

— Я не могу сказать, что мы дружили, — вспоминает актриса Елена Кочетова. – Но известие о смерти Андрея все в нашем театре восприняли так, как будто потеряли очень близкого человека. Он был приятным в общении, очень коммуникабельным человеком и уникальным партнёром. Мы работали вместе в спектакле “Брат милосердия”. В этой истории о любви двух молодых людей мы играли главных героев: Инну и Гришу. У Андрея была замечательная органика и достоверность, казалось, что на сцене он и не играет совсем. На актёрских посиделках после спектаклей и репетиций любил возиться с театральными детьми, очень скучал по сыну. Моей дочке Маше тогда было полтора годика — столько же, сколько его Ванечке, — так Андрей буквально не спускал её с рук.

На димитровградской сцене Краско сыграл ещё в двух спектаклях — “Зульфия” (по пьесе “Афганский дневник”) и “Новоселье в старом доме”.

В постановке о войне в Афганистане он сыграл русского солдата, а роль Зульфии в очередь исполняли молодые актрисы Нина Шкалова и Тамара Родионова.

— С Андреем было интересно работать и общаться, — рассказывает Тамара Михайловна. — Он был симпатичным и очень одиноким молодым человеком. После Ленинграда наш городок ему казался захолустьем. Андрей, особенно первое время, очень тосковал и спасался работой. Репетировал увлечённо и своим трудолюбием заражал всех. В спектакле “Новоселье в старом доме” у него была роль скрипача Игоря, который после фронтового ранения утратил способность играть. Андрей работал так проникновенно, что мы собирались за кулисами смотреть его сцены. На кухне квартиры, которую им с Ковалём снимал театр, устраивались интересные читки то новых пьес, то “подпольных” книг. Никогда не забуду, как они по очереди читали нам присланный из Ленинграда “самиздат” “Мастера и Маргариты”…

Андрей с удовольствием участвовал в творческих встречах, которые тогда часто проходили в димитровградском “Пульсе”. На встречах рассказывал актёрские байки, иногда брал в руки гитару и пел любимые песни Высоцкого и Розенбаума.

Кстати, в димитровградской прессе не так давно написали о Краско, который якобы работал в “Пульсе” ди-джеем. Намекнули и на то, что случился у актёра в Димитровграде бурный роман с молоденькой актрисой, и та даже родила от Краско сына. На счёт романа спорить не станем (говорят, человеком он был влюбчивым), а вот про сына заявляем ответственно: не было никакого сына. Так что, как местным журналистам ни хотелось, не суждено было Димитровграду стать родиной еще одного Краско.

В 1985 году Андрея пригласили сниматься в фильме Дмитрия Светозарова “Прорыв”, и он навсегда покинул Димитровград. Но эта лента ещё не стала прорывом актёра на большой экран. После съёмок ему пришлось работать в кооперативе, где он шил брюки и куртки, и делать ограды на кладбище. Только в середине 90-х после небольшой роли в фильме “Операция “С Новым годом!” и съёмок в сериале “Агент национальной безопасности” Краско стали приглашать в кино всё чаще и чаще.

На съемках “Агента” Андрей познакомился с помощником реквизитора Еленой, а 7 лет назад у них родился сын Кирилл.

В биографии Андрея наступил тот замечательный период, когда он мог играть самые разные роли, был чрезвычайно востребован у режиссёров. Последними работами актёра в театре стали Сатин в постановке “На дне” и главная роль в “Смерти Тарелкина”. В кино только за два последних года он снялся в 30 картинах. “Олигарх”, “Улицы разбитых фонарей”, “Линия жизни”, “Бандитский Петербург”, “72 метра”, “Гибель империи”, “Брежнев”, “Охота на изюбря”, “9 рота” “Принцесса и нищий”, “Доктор Живаго”, “Сволочи” — далеко не полный перечень фильмов с участием актёра Андрея Краско.

Он и умер на съёмочной площадке. Не выдержало сердце.

И мы никогда не узнаем, какие чувства в душе актёра вызывали воспоминания о театре города Димитровграда. Хочется верить, что он думал о нём так же тепло, как сегодня о самом Андрее вспоминали его димитровградские коллеги.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019